Умный выбор меняющихся технологий

Кадровики надеются на интуицию

Хотя она часто обманывает, признаются сами менеджеры по персоналу
Стоит ли полагаться на интуицию при подборе персонала? Мадина Родионова прокомментировала результаты исследования HeadHunter.

При подборе персонала на интуицию полагаются 96% рекрутеров, выяснила служба исследований HeadHunter. Она в начале декабря опросила 252 менеджера по персоналу. Оказалось, что 13% постоянно используют интуицию при найме, 33% делают это часто и 51% – иногда. Лишь 3% опрошенных сообщили, что никогда не руководствуются интуицией в оценке соискателей.

Наибольшее недоверие к интуиции испытывают службы персонала крупных компаний с численностью более 1000 человек (46% респондентов не доверяют). Малые же предприятия (от 50 до 100 сотрудников) не определились, насколько интуиция кадровиков помогает верно оценивать соискателей (71% респондентов). Чаще всего полагаются на субъективные оценки менеджеры по персоналу в средних компаниях со штатом от 250 до 500 сотрудников (27% респондентов).

Однако интуиция может и обмануть. Больше половины рекрутеров (55%), опрошенных HeadHunter, признались, что она их подводила хотя бы однажды. Интуиция в рекрутменте – это способность специалиста по персоналу оценивать человека, опираясь исключительно на опыт, рассуждает партнер «Экопси консалтинга» Мария Макарушкина. Рекрутер, проработавший в одной компании более трех лет, провел собеседования с десятками людей и научился замечать закономерности в их поведении, поясняет она. Макарушкина также считает, что чем крупнее компания, тем реже отделы кадров уповают на интуицию. В больших организациях кандидаты проходят по нескольку собеседований, соискателя оценивают разные люди – от рекрутера до начальника отдела, – ориентируясь на его опыт и знания, поясняет она. Чем крупнее компания, тем более автоматизированы в ней процессы управления персоналом, в том числе подбора и оценки кандидатов, говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter. А небольшие компании тоже используют современные информационные системы для управления персоналом – просто потому, что это дешевле, чем держать в штате квалифицированного рекрутера, на интуицию которого можно было бы положиться, поясняет она.

Комплексный подход

5% рекрутеров считают, что для объективной оценки кандидата им достаточно только интуиции. Но большинство также используют классические инструменты: 62% – тестирование, 49% – оценку достижений соискателя на прежних местах работы, 46% – отзывы от предыдущих работодателей

Опытный рекрутер не должен бояться доверять интуиции, убеждена Мадина Родионова, директор центра рекрутмента IBS. Но чтобы она его не подводила, рекрутер должен досконально знать рынок труда в отрасли, в которой работает компания, и иметь опыт подбора персонала на разные позиции. По ее мнению, полагаться на интуицию не следует при подборе технических специалистов (например, программистов), зато для оценки менеджеров по продажам, людей творческих профессий и менеджеров высшего звена это незаменимый инструмент.

«Если я и ошибалась в оценке кандидатов, то как раз в случаях, когда не прислушивалась к интуиции», – говорит директор по персоналу дистрибутора продуктов питания «Уренхольт» Наталья Лапшина. Судить, насколько человек коммуникабелен, инициативен и ответственен, можно по нюансам, поясняет она. Например, если в разговоре кандидат слишком часто использует местоимение «я», значит, он не ценит вклад коллег, или, если с трудом вспоминает детали предшествующих проектов, значит, не очень глубоко был вовлечен в работу.

При подборе персонала почти все рекрутеры опираются на субъективные ощущения, показал опрос HeadHunter.

Автор: Оксана Гончарова

Поделиться:

Мадина Родионова Директор центра службы по управлению персоналом IBS Ссылка на статью Ведомости, № 4228, 20.12.2016 Другие публикации и комментарии эксперта
Если Вы хотите получать нашу рассылку, пожалуйста, заполните регистрационную форму.
Все материалы