Умный выбор меняющихся технологий

Как будет выглядеть HR будущего (в одном из миров)

Пять примеров того, как технологии меняют наем и управление персоналом, от IBS и Republic

Наем и управление персоналом – консервативная сфера, которая к тому же обычно целиком находится внутри компании, подчиняясь директору по HR. Однако имеет ли смысл выполнять самостоятельно рутинные действия, связанные с кадрами, если их можно отдать сторонней структуре – так же, как можно передать на аутсорсинг, например, транспортные операции?

HR-аутсорсинг – относительно новая индустрия, и, как и во многих других областях, тон здесь задают IT-компании. Революционные изменения на рынке часто происходят из-за того, что технологические фирмы берутся выполнять традиционные услуги: именно так полностью изменились заказ такси, доставка товаров и сервис междугородних звонков. А один из крупнейших в Европе проектов по HR-аутсорсингу реализован в России компанией IBS, крупным разработчиком IT-решений и поставщиком цифровых сервисов.

За последние пару лет IBS построила инфраструктуру, которая позволяет искать и нанимать на работу по заказу клиентов более 140 тысяч человек в год – речь идет о таких массовых профессиях, как продавцы, торговые представители и др., а также решать кадровые вопросы после найма. Основные операции проводятся через созданный в Пензе сервисный центр (в компании его называют «фабрикой HR-транзакций»), где работают уже более шестисот человек. IBS управляет кадровыми процессами «Пятерочки», «Перекрестка», МТС и других крупных клиентов. Опыт их сотрудничества показывает, как изменится в ближайшем будущем вся сфера операций с кадрами. Вот несколько примеров.

Поиск и прием на работу сотрудников массовых профессий полностью автоматизирован. Заказ от клиента может выглядеть так: «В ближайший месяц нужно нанять 350 продавцов в следующих регионах…». Компания, работающая на аутсорсинге, создает объявления о найме, организует продвижение в интернете, обрабатывает звонки, проводит первичный скоринг кандидатов и сводит подходящих людей с работодателем. Сервисный центр IBS, по словам директора дивизиона HR-сервисов Дмитрия Прохоренко, общается примерно с 1,4 млн кандидатов в год – в результате у клиентов компании закрывается около 140 тысяч вакансий.


Набор сотрудников в режиме реального времени по регионам с целями и процентами выполнения плана.
Скриншот из системы IBS

Боты продолжают работу, если люди заняты. Общение с соискателями, связавшимися с сервисным центром, идет по прописанным сценариям. Часть такой работы может выполняться и без участия людей. Собственно, так и происходит, например, когда соискатель звонит во внеурочное время. Голосовые роботы или чат-боты (если общение идет через SMS) в состоянии собрать нужную информацию о кандидате, проинструктировать его о дальнейших шагах и провести скоринг.


Чат-бот помогает выбрать вакансию и договаривается о собеседовании

Сотрудники решают свои запросы при помощи приложения в смартфоне.Работа отделов HR в крупных компаниях во многом состоит из рутинной обработки стандартных запросов: принять заявление на отпуск, выдать справку о доходах, оформить отчет о командировке и т.п. По словам Прохоренко, его компания выделила 160 стандартных кадровых процессов. Существенная часть из них на самом деле не требует участия людей – они могут быть проведены в компьютерной системе или через мобильное приложение. «Это так называемые транзакционные операции. Мы вычленяем их и выполняем эффективнее, чем кадровые службы компаний», – говорит Прохоренко.


Чтобы оформить командировку или отпуск, не нужно обращаться в отдел кадров – все вопросы можно решить во внутренней системе и даже при помощи мобильного приложения

Огромные возможности для анализа. Обработка большого количества данных как на этапе найма сотрудников, так и по результатам работы в компаниях открывает совершенно новые перспективы для анализа данных. При этом наличие у единого HR-центра данных из многих компаний позволяет выделять паттерны и закономерности, которые не были бы видны внутри одной организации. Вот лишь несколько примеров из практики.

– Наличие единого центра позволяет нормализовать данные из разных систем, приводить их к общему знаменателю и в итоге повышает их ценность. Начиная с единого написания имен, фамилий и должностей и заканчивая сопоставлением личных данных (из HR-систем внутри компании) и результатов работы (из производственных систем: ERP, CRM и т.д.).

– Анализ больших данных при помощи технологий машинного обучения позволяет, например, прогнозировать увольнения – выявлять сотрудников, планирующих покинуть компанию, по изменению их рабочего графика; находить сотрудников, которые в ближайшее время могут принять решение об увольнении, на основе истории их профессионального роста в организации.

– Многие показатели из сферы HR приобретают новое экономическое значение. Например, анализ текучести кадров в одной из компаний – клиентов IBS показал, что сокращение текучести на пять процентных пунктов эквивалентно 1,5% EBITDA. Подобные ad hoc исследования можно проводить и по другим показателям.

Избавление от рутины – руководство компании имеет возможность заниматься только стратегическими задачами. Аутсорсинг помогает экономить 10–20% расходов на HR в крупных корпорациях, говорит Прохоренко, а также применять современные технологические решения там, где в обычных условиях они бы появились в последний момент, ведь когда принимается решение об инвестициях в технологии и разработку, отделы HR стоят в одной очереди с основным производством, финансовым отделом, маркетингом и т.д. Ну и самое главное – избавившись от рутинных процессов, руководство компании получает возможность сосредоточиться на стратегических задачах – развитии человеческого капитала.

Поделиться:

Дмитрий Прохоренко директор дивизиона HR-сервисов IBS Ссылка на статью Republic, 30.08.2017 Другие публикации и комментарии эксперта
Если Вы хотите получать нашу рассылку, пожалуйста, заполните регистрационную форму.
Все материалы