Концепция «Единая цифровая образовательная экосистема»

Как построить цифровую образовательную среду: лонгрид от экспертов IBS
Источник: Сайт IBS

Введение

Текущая попытка перехода России к цифровой экономике похожа на прыжок через непреодолимый барьер. Для достижения результата нужна не только программа цифровой экономики с дорожной картой, оставляющая варианты реализации деятельности, а новый подход к решению проблем «аналоговой» экономики, обеспечивающий ее трансформацию в «цифровую».

Россия имеет огромные заслуги по подготовке кадров для «аналоговой» экономики (базовые кафедры, дуальное образование, целевой набор, переподготовка и повышение квалификации), однако без кардинального переосмысления модели образования мы продолжим готовить кадры для «аналоговой» экономики. Система образования, заложенная в «аналоговой» экономике, будет навязывать неактуальные знания и психологические барьеры новым кадрам, которые должны совершить революцию и обеспечить переход страны в экономику данных.

Для существенного скачка «аналоговая» система образования должна стать «цифровой», а сквозные технологии — связать потребителя образования, поставщика образования и выгодоприобретателя полученного образования.

«Новая цифровая среда обитания изменит уклад человеческой жизни и потребует от него обладания навыками будущего»

Прошлое

Цифровизация образования

Ключевые черты «цифровой» экономики будущего в сфере образования:

  • объединение образования, исследования и управления;
  • стирание граней между образованием и бизнесом;
  • применение лучших практик венчурной экономики;
  • образование на протяжении всей жизни;
  • геймификация образования;
  • слияние знаний, компетенций и прикладных навыков;
  • персональное портфолио;
  • асинхронные модели образования, настраиваемые под конкретного ученика (один оканчивает школу за 9 лет, другой — за 12);
  • образование по сетецентричной модели.

Стремительный рост технологий в области образования в ближайшее время сделает доступной технологическую платформу, на базе которой все заинтересованные стороны смогут получить сервисы, такие как персональное портфолио (цифровой двойник), интеллектуальный помощник и траектория персонального развития. Многообразие глобальных образовательных платформ и технологий развития компетенций (MOOC, Open Micro-Learning, Micro-credentials) создадут отдельный рынок цифровой образовательной валюты, которую можно будет покупать или зарабатывать и тратить на свое обучение.

Будущее

Картина цифрового образовательного мира

Что будет, если государство сможет использовать данные технологии в свою пользу, чтобы совершить революцию и обеспечить переход страны в экономику данных?

Предположим, что на государственном уровне будет изменено финансирование системы образования. Вместо формирования государственных заданий для прямого финансирования образовательных организаций деньги в виде цифровой образовательной валюты будут напрямую идти в персональные «кошельки» учащихся. Обучающийся в определенный момент времени заключает смарт-контракт с заинтересовавшей его образовательной организацией (школа, колледж, техникум или вуз), по условиям которого после прохождения курсов и сдачи экзаменов образовательная организация получает деньги.

Персональное портфолио обучающегося будет содержать весь спектр его активностей, потенциально интересный для образовательных организаций и работодателей (цифровой социально-образовательный след). Такие портфолио будут анализироваться интеллектуальными цифровыми роботами: цифровым наставником (будет строить персональную траекторию на основе предпочтений и профессиональной ориентации, выявлять скрытые таланты) и цифровым HR (будет предлагать обучающемуся развитие в требуемом для работодателя направлении). Успешно сданные экзамены, тесты, выполненные задания, спортивные и творческие достижения, участие в олимпиадах и конкурсах будут поощряться через пополнение образовательного «кошелька». Чем больше и качественнее обучающийся выполнил задания, тем больше у него образовательной валюты, которая может быть использована при поступлении в образовательные организации или для оплаты дополнительных курсов. Биржа цифровой образовательной валюты будет контролироваться государством и гарантировать обмен активностей на деньги.

Индивидуальный профиль компетенций

В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» уже к концу 2019 года стоит задача по созданию формата индивидуальных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, включающих запись их учебной и трудовой деятельности и результатов.

Источник: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Ожидаемые преимущества от цифровой реальности

  1. Огромная экономия бюджетных средств при финансировании образовательных организаций и связанных с этим бюрократических издержек.
  2. Образовательные организации будут находиться в конкурентной среде, постоянно улучшая условия и качество образовательных программ.
  3. Увеличение инвестиций со стороны работодателей в систему образования.
  4. Существующая инертность системы образования исчезнет, т.к. никому не нужны будут лекции и практические семинары по технологиям, которые были актуальны 20 лет назад.
  5. Образовательный процесс изменится под потребности работодателей и обучающихся, появится больше проектной деятельности.
  6. Адресность поддержки со стороны работодателей, их реальная вовлеченность в образовательную траекторию участника, получение индивидуально подготовленного сотрудника.
  7. Дифференциация персонального образовательного портфолио и снижение роли ОГЭ/ЕГЭ.
  8. Индивидуальные образовательные траектории позволят обучающимся свободно выбирать направления развития без риска не поступить на следующий уровень образования.
  9. Биржа данных цифровых профилей, на основе которых формируются уникальные траектории развития и компетенции будущего.

Академическая мобильность в Республике Казахстан

В Казахстане разработана система, позволяющая любому студенту учиться или проводить исследования на определенный академический период в другом высшем учебном заведении с обязательным перезачетом освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе или для продолжения учебы в другом вузе. В Казахстане используется европейская система трансферта и накопления кредитов (ECTS) — способ присвоения зачетных единиц компонентам образовательных программ, с помощью которых осуществляются сравнение и перезачет освоенных обучающимися учебных дисциплин при смене образовательной траектории, учебного заведения и страны обучения.

Источник: Программа академической мобильности в КазНУ им. аль-Фараби

Анализ текущей ситуации

Как сейчас устроен процесс обучения:

  1. Детский сад с дополнительным образованием.
  2. Школьник учится в школе, ходит в различные кружки и спортивные секции.
  3. Параллельно участвует в олимпиадах, конкурсах, получает значки ГТО.
  4. В конце 9-го класса сдает ОГЭ, в конце 11-го класса сдает ЕГЭ.
  5. Подает документы в образовательную организацию, получая 99% рейтинга на основе ОГЭ/ЕГЭ и несколько дополнительных баллов за олимпиады (ГТО, олимпиады, спортивные медали).
  6. На основе конкурсной ситуации эта совокупность баллов оценивает его шансы на бюджетную подготовку или прохождение порога минимального балла для платного обучения.
  7. В случае бюджетной подготовки государство доводит деньги на обучение школьника.

С точки зрения школьника, проблема в том, что результаты ОГЭ или ЕГЭ — это 99% успеха поступления на следующий уровень образования, и только 1% — остальные достижения (ГТО, олимпиады, спортивные медали). Возникает замкнутый круг, когда большинство школьников ставят себе цель — учиться решать тесты, а не осваивать навыки и компетенции для своего будущего.

Для того чтобы разорвать этот архетип, необходимо дифференцировать портфолио школьника, снизив значимость ОГЭ и ЕГЭ и добавив новые возможности для демонстрации своих знаний и компетенций школьниками, с участием независимых экспертов и работодателей.

Конкуренты классического образования

Текущая модель процесса обучения
Текущая модель процесса обучения

3 шага на пути к новой цифровой образовательной среде

Шаг 1. Снижение значимости ОГЭ/ЕГЭ

  1. Снизить долю государственной итоговой аттестации в общем портфолио учащегося до 75-85%. Оставшиеся 15-25% отнести на другие достижения.
  2. Создать экосистему учета и анализа всех достижений. Разработать технологию оценки достижений человека в виде индивидуального рейтинга.

Абитуриент должен поступать в образовательную организацию не только по баллам ОГЭ/ЕГЭ и результатам олимпиад. Его рейтинг должен быть дифференцирован. Например, такие успехи, как «3 месяца успешной практики в Сбербанке», «создание научно-технического стартапа, который сумел заработать более 1 млн рублей на рынке», «решения 5 интеллектуальных задач, опубликованных компанией Yandex» или «создание видео, набравшего 5 млн просмотров на YouTube», должны учитываться при зачислении на обучение. Сейчас государство может обеспечить прозрачность только баллов ОГЭ/ЕГЭ и олимпиад. С глобальной цифровизацией уже сейчас можно существенно расширить список достижений человека, которые можно достоверно подтвердить посредством современных технологий. Создание такой дифференциации позволит сформировать условия для того, чтобы человек развивался по индивидуальной образовательной траектории и на выходе получил компетенции более значимые для экономики страны.

Реализация данного шага серьезно изменит систему подготовки в школе — вместо подготовки к тестам школьники будут замотивированы получать дополнительные баллы за другие достижения. Однако это не замотивирует вузы проводить работу над улучшением качества подготовки — абитуриенты все равно придут к ним учиться за бюджетные деньги.

«Уже сейчас необходимо пересмотреть образова­тельные подходы, процессы и форматы, чтобы быть конкурентными для циф­рового сообщества»

Шаг 2. Создание цифровой образовательной валюты

  1. Создать государственную биржу цифровой образовательной валюты. Цифровая образовательная валюта должна быть эквивалентна базовой единице стоимости обучения одного студента в одном вузе страны и индексироваться государством согласно текущей экономической ситуации. Валюту смогут приобретать только юридические лица. А тратить валюту могут только физические лица и только на обучение в сертифицированной организации.
  2. Расширить возможности получения и использования цифровой образовательной валюты, подключить к системе все заинтересованные стороны: образовательные организации, обучающихся и работодателей.
    Пример: допустим, любой работодатель может устроить собственную олимпиаду и наградить победителей цифровой образовательной валютой. Таким образом работодатель обозначит себя на рынке труда, а абитуриенты, принимая участие в различных активностях, будут получать дополнительную валюту.
  3. Финансирование образовательных организаций должно быть полностью переведено на цифровую образовательную валюту с использованием смарт-контрактов между учащимся и образовательной организацией. Контролировать данный процесс будут государственные органы (министерство, Федеральное казначейство). Таким образом, все образовательные организации будут бороться за то, чтобы абитуриенты приходили именно к ним.

«Образовательные орга­низации должны пройти через цифровую транс­формацию и занять свое место в единой образова­тельной экосистеме, ко­торая сможет обеспечить образование для цифрово­го общества»

Шаг 3. Создание экосистемы образовательных сервисов

  1. Максимизировать значимость единой системы авторизации с использованием биометрии для всех участников системы образования.
  2. Создать систему оценки качества обучения, которая будет определять рейтинг всех образовательных организаций и их сертификацию. Оценки будут выставлять как сами учащиеся, так и работодатели, которые получили недавнего выпускника. Система оценки будет общедоступна, и каждый сможет почитать отзывы о курсах и посмотреть рейтинг образовательной организации и достижения ее выпускников при выборе.
  3. Создать персональное образовательное портфолио на базе blockchain-технологии, которое станет заменой всех документов об образовании и обучении в цифровом виде.
  4. Создать систему оценки когнитивных навыков людей.
  5. Разработать цифрового наставника — специальный сервис, который строит персональную траекторию развития с учетом профессиональной ориентации, используя данные персонального портфолио и выявляя скрытые таланты. Предлагает и рекомендует обучающие курсы, практики, олимпиады, стажировки, гранты и т.п.
  6. Разработать цифровой HR — специальный сервис, который будет предлагать ученику развитие в требуемом для работодателя направлении,  используя данные персонального портфолио ученика. Сервис поможет работодателям уже на ранних стадиях поддержать формирование образовательной и личностной траектории определенных детей: от приглашения на собственные курсы до поощрений в виде цифровой образовательной валюты конкретных внешних курсов или образовательных программ.

В Республике Сингапур студенты самостоятельно выбирают 80% предметов

В Сингапуре одна из особенностей обучения — четкое разделение на потоки, где каждому человеку предлагают углубленно изучать только те науки, которые больше подходят по его способностям. В последние годы Министерство образования Сингапура двигается в направлении более гибкой и разнообразной системы образования. Цель состоит в том, чтобы предоставить студентам более широкий выбор предметов для удовлетворения различных интересов учеников и способов обучения. Возможность выбора того, что и как ученики узнают, побудит их к большей ответственности за свое обучение.

Источник: Ministry of Education, Singapore

Перспективная модель процесса обучения
Перспективная модель процесса обучения

Перспективы и результаты


Единая образовательная экосистема
Единая образовательная экосистема

В результате будет создана цифровая образовательная экосистема — в виде распределенной системы независимых и достоверных образовательных сервисов.

Центром системы станет персональное образовательное портфолио, цифровая образовательная валюта и система оценки уровня знаний как гарант работы и жизнедеятельности этой экосистемы.

В цифровом образовательном мире главным станет личностное развитие, которое формирует компетенции будущего, максимально точно подходящие для работодателей. Интеллектуальные помощники, оценивая когнитивные навыки человека, анализируя его биометрическое состояние, смогут подобрать каждому индивидуальную траекторию развития, чтобы помочь ему стать успешным в мире будущего.

Перспективная модель процесса обучения
Перспективная модель процесса обучения

В цифровом мире вуза, существующего в текущем виде, больше не будет. Образовательная система станет сетецентричной экосистемой, в которой образовательные организации трансформируются в провайдеров образовательных сервисов различного размера (глобальные, национальные, региональные, городские).

Наделение высокой самостоятельностью обучающегося в управлении своим цифровым образовательным «кошельком» для использования его в целях собственного развития позволит существенно повысить как мотивацию обучающегося, так и качество образования. Обучающийся будет иметь огромные возможности пополнить свой «кошелек» как за счет своих достижений и компетенций в совершенно разных областях, так и за счет сдачи ОГЭ/ЕГЭ.

При этом государство всегда сможет выполнить свои конституционные обязательства. Одним из важнейших критериев все равно останется государственная итоговая аттестация (ОГЭ/ЕГЭ), за результаты которой государство будет переводить цифровую образовательную валюту каждому выпускнику.

Качество образования будет контролироваться как самими обучающимися, так и работодателями. Курсы и преподаватели, которые не смогут обеспечить качественную подготовку, возможно, лишатся студентов, а значит, и финансирования.

В будущем граница между средним, профессиональным и высшим образованием сотрется. Возможно, затраты на систему образования будут компенсироваться работодателями, которые заинтересованы в наиболее качественных компетенциях потенциальных работников.

«Цифровые технологии поместят нас в единую виртуальную образовательную экосистему, в рамках которой будут взаимодействовать все ее участники»

Цифровая образовательная экосистема
Цифровая образовательная экосистема

«Дети, которые будут жить в начале 2020-х годов, в принципе, смогут прожить жизнь, ни разу не зайдя в школу и в университет»

Приложение 1

В соответствии с программой «Цифровая экономика Российской Федерации» была разработана дорожная карта с предложениями по реализации концепции «Единая цифровая образовательная экосистема» (далее — «ЕЦОЭ»). Дорожная карта включает в себя набор мероприятий по четырем составляющим концепции ЕЦОЭ:

  1. Управление, контроль и нормативное регулирование по реализации программы ЕЦОЭ.
  2. Экосистема персонального электронного образовательного портфолио (цифровой наставник и HR).
  3. Цифровая образовательная валюта.
  4. Трансформация образовательных организаций в сетецентричную экосистему образовательных провайдеров.

Мероприятия дорожной карты ЕЦОЭ и сроки их исполнения синхронизированы с мероприятиями программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Дорожная карта единой цифровой образовательной экосистемы (ЕЦОЭ)

Дорожная карта единой цифровой образовательной экосистемы (ЕЦОЭ)

Термины

Цифровая экономика — виртуальная среда, дополняющая «аналоговую» экономику.

«Аналоговая» экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Цифровизация — (от англ. digital, цифровой) переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств.

Цифровой двойник — (от англ. digital twin) цифровая копия всех физиологических и биологических характеристик человека, совершенных им действий, оцифровываемая в реальном режиме времени.

MOOC — (от англ. Massive open online courses) обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет, одна из форм дистанционного образования.

Open Micro-Learning — краткий обучающий материал (зачастую в интерактивном формате аудио или видео), требующий не более 5 минут для его изучения.

Micro-credentials — небольшая награда / знак отличия / сертификат, получаемый за прохождение части курса. Мотивирует ученика продолжать учиться без остановок.

Смарт-контракт — (англ. smart contract — умный контракт) компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания коммерческих контрактов в технологии блокчейн.

Блокчейн — (англ. blockchain или block chain) выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию. Чаще всего копии цепочек блоков хранятся на множестве разных компьютеров независимо друг от друга.

Мнение эксперта в статье
Команда экспертов IBS
Сайт IBS использует cookie. Это дает нам возможность следить за корректной работой сайта, а также анализировать данные, чтобы развивать наши продукты и сервисы. Посещая сайт, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.